Дофаминовая ловушка: Почему детям скучно без смартфонов?

Дофаминовая ловушка: Почему детям скучно без смартфонов?

17.02.2025

Недавно наблюдала за взаимодействием дочери с матерью в сложной ситуации, когда девочка требует телефон. «Мама, дай телефон», — настойчиво просит она. «Нет, не дам! Ты уже слишком много играла», — отвечает мама, пряча устройство в своей сумочке. В ответ на это девочка начинает истерить: «Мне скучно!», она демонстративно плачет, ожидая, что мама уступит и вернёт телефон, словно это проверенная схема. Наконец, мама, раздражённая, передаёт ей гаджет, и в доме на какое-то время воцаряется тишина.

Вспоминается случай из летнего лагеря «Я и другие», когда к нам пришёл ребёнок с игровой зависимостью. Для него всё было скучно: ни мастер-классы, ни игры, ни спорт не приносили радости. Он постоянно жаловался родителям по телефону, что это самый скучный лагерь, так как здесь не было гаджетов. Я спросила его: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить в нашем лагере?» На что он без колебаний ответил: «Разрешил бы играть на смартфоне». Продолжая расспрашивать, я узнала, что после школы он проводит время за играми на телефоне, и лишь затем делает уроки. «Тебе это нравится?» — поинтересовалась я. «Когда есть смартфон — да», — ответил он.

Сейчас многие родители видят, что без игр на смартфоне детям становится скучно, и спешат «спасать» их, вновь предоставляя гаджет. При этом у детей не формируется навыка справляться со своим состоянием скуки. Они не знают, как развлечь себя, придумать интересные занятия. Если кто-то предлагает альтернативу, например, создать игру без интернета, они воспринимают это как нечто скучное.

Игровая зависимость формируется легко, зачастую с раннего возраста. Мозг ребёнка гибок и восприимчив. В смартфоне картинка меняется ежеминутно, игры предлагают различные уровни сложности и вознаграждения за достижения. В интернете много информации, которая не всегда подходит детям, и родители далеко не всегда могут контролировать, чем питается их мозг. Когда трудности жизни становятся слишком навязчивыми, ребёнок стремится оставить реальность позади, находя утешение в виртуальном мире, где он может общаться с «друзьями», которых никогда не встретит в жизни.

Однако это ведёт к плохим последствиям: реальная жизнь представляется серой и неинтересной, у ребёнка становится всё меньше друзей, учёба не радует, а снова «скучно». Часто дети готовы пойти на всё, чтобы получить доступ к смартфону, даже тривиальные занятия воспринимаются как преграда. В моей практике были случаи, когда подростки проявляли крайние реакции, включая истерики при лишении гаджета.

Причина этого проста: игры и онлайн-время формируют изменения в мозге, создавая нейронные связи, ассоциированные с удовольствием. При этом уровень дофамина, отвечающего за чувство радости, в виртуальной среде достигает таких показателей, которые невозможно получить в реальной жизни. Проживая по 3–5 часов в день в онлайн, ребёнок теряет интерес к хобби, кружкам и даже к учебе, а порой и к самим себе. Реальность становится угрюмой, и его выбор автоматом «ушат» в мир виртуальности.

Я видела, как некоторые дети ждали, когда родителям станет скучно, чтобы уединиться и играть до самого утра, в то время как их родители даже не подозревали об этом. В результате психика не выдерживала нагрузки, и требовалась помощь специалистов.

Важно понимать, что дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение. Он выделяется при достижении успеха или получении удовольствия от каких-либо действий, например, в играх. С избытком дофамина у детей возникают проблемы с восприятием реальности: им становится трудно отличить хорошее от плохого, а цвета виртуальности начинают затмевать обыденное.

99c0145d-5385-4254-854f-4923b0f42ed1.jpg


Что происходит с детьми, которые проводят много времени онлайн? Они становятся раздражительными, эмоционально нестабильными, могут проявлять агрессию при неудачах. У них возникают проблемы со сном и успеваемостью, а также проявляется рассеянность. Многочисленные часы, проведённые перед экраном, ведут к ухудшению зрения и проблемам с осанкой, а также затрудняют общение вне интернета.

Мы в школе спорта «Гранд» также сталкиваемся с подобными детьми, и вовлечь их в игровой, а уж тем более в тренировочный процесс, бывает архисложно. Тренеры прикладывают все свои артистические способности; в их арсенале — педагогические приемы, танцы с бубном и целый карнавал эмоций. Однако даже при всем этом усилии, какие бы креативные подходы ни использовались, нередко мы сталкиваемся с настойчивым отказом: "Не хочу, скучно мне." В результате, у нас возникают ситуации, когда в отзывах от родителей мы получаем негативные комментарии: "Вы, педагоги, должны вовлечь ребенка!" Давайте признаемся честно, а удаётся ли вам без телефона часто вовлечь его в игру или совместное дело? Дело даже не в том, что тренер видит ребенка лишь 2-3 раза в неделю по 35 минут; важно то, что у современных детей отсутствуют легкие дофамины, к которым уже, к сожалению, успел привыкнуть мозг. Эти короткие радости, которые они получают от экранов, формируют у них не только зависимость, но и нежелание заниматься чем-то другим, что, к сожалению, ведет к преобладанию скуки и апатии в отсутствие любимых гаджетов.

Однако есть выход: создать детям сбалансированную и интересную жизнь в офлайн. Развивайте семейные традиции, например, играйте вместе или проводите время за ужином без гаджетов. Помогите ребенку найти хобби и мотивируйте заниматься спортом, ведь активность формирует стрессоустойчивость. Прогулки на свежем воздухе также очень важны: они необходимы для насыщения мозга кислородом.

Не стоит полностью лишать детей интернета и игр, но важна осознанность в установлении норм. Объясните, почему ограничения необходимы, и создайте возможность получать удовольствия в реальной жизни. Ведь иногда детская скука — это шанс проявить фантазию, придумать свою игру или просто пообщаться с друзьями в реальности.

В конечном итоге, осмысленные ограничения, которых требует процесс воспитания, помогут вашему ребенку чувствовать себя более безопасно, а значит, и более счастливо.

детский психолог Наталья Простун